Балетная стена: фильм недели – «Большой»

19.07.2017 9:26 2

Почти все годы обучения, не имея связи с родной нищей семьей, которая ее, считай, позабыла, она вынуждена лавировать между Сциллой и Харибдой — двумя самыми влиятельными преподавательницами: бывшей великой балериной с легендарным прыжком, чей портрет написал сам Пикассо (ее играет Алиса Фрейндлих — она считает героиню своей лучшей ученицей, но жестоко требовательна и вдобавок страдает провалами в памяти). И изначально невзлюбившей героиню другой гранд-дамой академии, чья профессиональная позиция не прояснена: возможно, она даже директор. Ее играет Валентина Теличкина. Она использует любой шанс, чтобы отчислить нелюбимицу. Но даже когда эту нелюбимицу обвиняют в воровстве (героиня Фрейндлих дарит ей дорогие сережки, а потом забывает, что подарила), у персонажа Теличкиной ничего не выходит.

К последнему курсу – или как они там в балетной академии называются? Классы? – становится понятно, что в группе есть две примы: наша героиня и ее подруга из очень богатой семьи, взаимоотношения между которыми, при всех взаимных симпатиях, естественно, ревнивые.

Балетная стена: фильм недели – «Большой»

Тем более, что на кону две престижнейшие партии на сцене Большого: «Авроры» в «Спящей красавице» в выпускном спектакле академии и «Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» со знаменитым иностранным танцором и балетмейстером. Тут в дело идет даже подкуп. Но детали фильма выдавать не стану.

Что в этом необычного

Впервые услышав о том, что Валерий Тодоровский снимает фильм о ГАБТе, как аббревиатурно именуют Большой театр, я решил, что это будет глобальный проект, рассчитанный на громкие фестивальные премьеры и мировой прокат – хотя ожидать больших сборов от фильма о балете вряд ли стоит. Вот если бы в разгар «Лебединого» на сцену Большого выскакивал Джеймс Бонд — тогда совсем иное дело.

Но было ясно, что большой фильм о Большом: а) загонит режиссера в тиски, поскольку не позволит избежать скандальных тем, которые, в том числе в попсовых программах ТВ, обсуждали сами звезды Большого (интриги, зависть, подножки и уколы булавкой перед выходом солистски на сцену, кислота в лицо руководителю балетной труппы, разогревающая, а на деле адски жгучая мазь, которой соперники смазывали изнутри трико солиста, клака – работающая за деньги сцециальная команда людей, кому-то кричащая «Браво!», а кому-то «Бу!»), и б) сам Большой едва ли предоставил бы для съемок такого фильма свою сцену.

Вторым вариантом было бы сделать фильм о том, какие труды, мучения и самоизмывательства требуются для того, чтобы стать балериной. Надо посвятить занятиям всю жизнь, фактически изломать свое тело. При этом не факт, что ты станешь примой – возможно, всю жизнь будешь танцевать в последнем ряду кордебалета, а в 35 тебя выпихнут на пенсию без дальнейших перспектив. Но об этом уже много снимали, в том числе документальных лент.

У Тодоровского был еще один вариант: радикально, вплоть до видений и кошмаров, переплести судьбы героинь с судьбами их сценических персонажей – но это уже сделал Даррен Аронофски в «Черном лебеде».

Я не сразу понял главную мысль Тодоровского. Я и сейчас не уверен, что трактую ее правильно. Но вот на что я обратил внимание.

Примерно через час фильма, идущего чуть больше двух часов, следует короткий эпизод, слегка сбивающий с толку. Героиня уже учится в старшем классе (извините меня, молодые актрисы фильма, что не называю вас по фамилиям – вас еще назовут, а рецензия не может состоять лишь из фамилий). И вдруг мы опять видим ее совсем юной, до приема в балетную академию, танцующей на занюханной заснеженной ж/д станции нечто вроде брейк-данса для пьяных мужичков. К их кругу примыкает и персонаж Александра Домогарова, который в первых кадрах фильма и приводит героиню в балетную академию. Он тоже поддат, но не слишком. Девочка на самом деле просто отвлекает пьяненьких мужичков, пока работающий с нею в паре мальчишка очишает их карманы. Домогаров ловит его. Приводит обоих малолетних разбойников в милицию, но уже там его осеняет, что девочка – талантливая.

Балетная стена: фильм недели – «Большой»

Еще через полчаса  другой короткий эпизод-воспоминание. Девочка находит персонажа Домогарова абсолютно пьяным в местном стрип-баре. «А ведь обещал отвезти в Москву,»- укоряет она. Ясно, что дело происходит в Шахтинске.

Тут-то эти два воспоминания увязываются с началом фильма, когда персонаж Домогарова привез девочку в московскую академию. И встретил героиню Алисы Фрейнлих, хотя при встрече пытался исчезнуть, отведя глаза. Дело в том, что он, оказывается, тоже был лучшим прыгуном и чуть ли не лучшим танцором Большого в 1972 году. Но дал слабину и запил, когда его не выпустили на гастроли в Нью-Йорк.

Дальше то, что мы уже знаем: он уговорил героиню Фрейндлих посмотреть девочку, уверяя, что подобной растяжки она прежде не видела. А девочка, выйдя перед приемной комиссией, моментально нахамила (в ответ на ее хамство) героине Теличкиной. И та решила ее забраковать, а героиня Фрейндлих ее взяла.

Тут-то, мне кажется, суть. Даже если толкую ее неправильно. Она в том, что в жизни, а российской особенно, где вдоль и поперек страны – непробиваемая провинция, огромную роль играет элемент случайности. Финал фильма, даже если Тодоровский этого не желал, подтверждает эту мысль раз десять. В частности, одна из подруг, не сумевшая стать балериной и перешедшая в костюмерши, говорит героине перед выходом на сцену Большого в роли Одетты примерно следующее: чего ты дергаешься? Это сегодня ты прима, а завтра тебя опять отправят в третий ряд кордебалета. Она не портит настроение, она наоборот пытается расслабить. Но ведь так действительно может быть. Просто потому, что какому-то балетному начальнику что-то не покажется. И раньше было так. Но сегодня великие карьеры истинных талантов особенно зависят от элементарной случайности.

Принципиальная неправильность нашей страны в том, что в ней по-прежнему два главных центра, где человек способен осуществить свои способности. Да, отдельные способности он может реализовать и в других городах, и их немало. Но элиту формируют только Москва и Петербург.

Балетная стена: фильм недели – «Большой»

Поэтому кажутся важными еще две мысли из фильма, связанные с теорией случайности. Первая: деньги на билет до Москвы девочке и персонажу Домогарова дает проститутка из стрип-бара. И говорит девочке на прощание: «Только обещай мне одно: никогда в этот город не возвращаться». Эту мысль дополняет другая, вроде бы противоположная. В сумме они, однако, совсем уже мрачноватые для провинции. Брат приехал к главной героине на съемную квартиру и говорит: «Я решил бросить институт в Шахтинске и поступить в Москве». На что сестра отвечает: «Оставайся там. Ждут тебя здесь! Сюда таких как ты завозят тоннами».

Вторая мысль основана на претензии к фильму. Она в том, что не понятно: по-настоящему ли талантливы главная героиня и ее основная соперница или нет? Вообще-то из фильма ясно, что главная — талантлива. Но для важнейшей идеи, какой она мне представляется, это не существенно. Если тебе случайно повезет, тебя объявят талантом. А не повезет, даже если ты гений, какие рождаются раз в тысячелетие, не объявят. Это имеет отношение ко всем видам деятельности, где есть ярко выраженный лидер: ко многим видам искусства (арту, литературе, причем к балету в большей степени, чем к театру и кино), спорта и даже, например, к политике.

Наш вариант рекламного слогана. Белым будь лебедем. Черным ты будь. Только к станку подойти не забудь (понятно, что балетному: чтобы разогреться, сделав различные растяжки).

Следующая новость
Предыдущая новость

Профессиональный адвокат по уголовным делам Индия может стать первой «безналичной» страной Lexus открывает двери уникального пространства Lexus DOME Фактор визуализации влияет на рынок востребованных профессий Почта России бесплатно доставит открытки и портфели участников ПМЭФ в любую точку мира

Лента публикаций