Доброе имя. Или как увеличить стоимость бизнеса за счет расходов

01.06.2017 9:28 2

Японский кризис 1945-ого и переоценка нематериальных активов

Мне тогда в руки попала статья о Японском кризисе 1945 года, когда страна была в полном упадке, а уже через 30 лет вдруг стала великой технологической державой. В конце 1940- начале 1950-х годов японское правительство создало ряд госкорпораций по принципу наших министерств и выделило им деньги на покупку интеллектуальной собственности — технологий, патентов, ноу-хау. Когда японские специалисты посчитали, какую же выгоду они получат от этих нематериальных активов, в стране издали закон, позволяющий переоценивать интеллектуальную собственность по рыночным ожиданиям. Это сыграло ключевую роль в развитии Японии, потому что переоценка отражалась в балансе компании, который позволял инвесторам, акционерам, государству, партнерам видеть ее состояние, перспективы и даже качество управления. Когда у корпораций активы внезапно увеличились в десятки, а то и сотни раз, на них обратили внимание инвесторы. Таким образом, привлечение инвестиций под нематериальные активы в конце 60-х годов в Японии достигло максимума. С 1980 года в США также стали использовать принцип введения в экономический оборот нематериальных активов. Так появился термин «goodwill» — доброе имя, деловая репутация компании.

Тогда я подумал, а почему мы в нашей компании, обладая таким же гудвиллом, обладая патентом, который сегодня приносит 600 млн рублей чистой прибыли в год, не можем воспользоваться этим же механизмом? Кстати, наш патент, как оказалось, стоит на балансе и его стоимость лишь 7500 рублей — это размер госпошлины, а ведь это была многолетняя разработка наших специалистов. На тот момент у меня был внушительный опыт работы главным бухгалтером, налоговым инспектором и аудитором, поэтому с нормативными актами в этой сфере я был «на ты». В законодательстве прописана возможность капитализации, которая позволяет повысить стоимость активов и прибыль организации. Разработав стандарт по капитализации активов, мы смогли увеличить стоимость наших патентов до 200 млн рублей. Это позволило нам прийти к требуемым банком показателям. В результате нам снизили ставку до 14%. В начале 2009 года —  в разгар кризиса — мы были единственной компанией, которой ставки не повышали, а снизили. 

Кому нужна капитализация?

Есть три типа компаний, которым нужна капитализация:

  1. Компании, которые хотят поднять свою стоимость, чтобы привлечь инвестора или снизить ставку по кредитам за счет повышения привлекательности финансовой отчетности для банков.
  2. Компании, которые хотят сэкономить на налогах — оптимизировать налог на прибыль за счет проведенных исследований и разработок — НИОКР. Налог на прибыль можно уменьшить в 1,5 раза. Этот механизм предусмотрен налоговым кодексом, однако в связи со сложностью оформления мало используется организациями.
  3. Компании, которые хотят защитить свои существующие и перспективные разработки и ноу-хау от корпоративного хищения и ухода ключевого специалиста к конкурентам.

Как поднять капитализацию?

Компания тратит деньги на разработку инноваций, маркетинг, зарплату ученым и персоналу. Все эти затраты бухгалтер относит на себестоимость, тем самым уменьшает прибыль компании. Капитализация же позволяет расходы превратить в активы, приносящие прибыль, и при этом уменьшить налог.

  1. Во-первых, нужно хорошо разбираться в международном законодательстве, гражданском кодексе, налоговых и бухгалтерских законах. Мы для этого просто объединили компетенции — собрали всех необходимых специалистов. Один человек справиться с капитализацией не сможет. Так что первый шаг — это создание рабочей группы с патентным поверенным, налоговым консультантом, оценщиком, грамотным бухгалтером.

  2. Далее — сам процесс.  Нужно изучить бухгалтерский баланс компании, провести его первичный анализ, выявить потенциальные объекты интеллектуальной собственности и сделать скоринг на предмет проблем и возможностей компании. Самое главное — определить, какие риски есть у компании.

  3. После этого можно прогнозировать балансовые показатели, ставить задачу патентным поверенным. Бухгалтер собирает затраты на создание, делает проводки на оценку, пишет учетную политику, правовед создает и внедряет необходимую локальную нормативную базу. В результате компания получает дополнительную прибыль, надежную систему охраны интеллектуальной собственности и решает вопрос со сложным процессом оформления.

В одиночку бухгалтеру будет очень тяжело справиться со всем этим объемом работы. Если у компании есть время и ресурсы, в теории она может создать рабочую группу и капитализировать расходы своими силами. Но, как правило у современных компаний, время в дефиците. За рубежом механизм, превращающий расходы в активы, внедрен во многих малых и крупных корпорациях (Siemens, Boeing), в России этот процесс пока лишь набирает обороты. Каждый руководитель может инициировать вопрос оформления и капитализации интеллектуальной собственности, и откладывать это на потом точно не строит. Я уверен, что только те компании, которые научатся трансформировать свои идеи и разработки в актив, приносящий прибыль, получат лидерство на глобальном рынке.

Следующая новость
Предыдущая новость

9 мифов анонимного Интернета Оренбургнефть в 2017 г планирует увеличить инвестпрограмму на 6,7%, до 32,4 млрд руб Уязвимость платформ Intel. Рекомендации экспертов «Информзащиты» Программные комплексы Geoplat Pro для поиска, разведки и разработки углеводородов включены в единый Реестр российского программного обеспечения Сервис «Муж на час» спешит на помощь пострадавшим от плохой погоды

Лента публикаций