Всероссийская перепись населения и паспортная система. 28 августа в истории

23.03.2017 13:28 3

Всероссийская перепись населения и паспортная система. 28 августа в истории

Праздник Успения (кончины) Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью по новому стилю — 28 августа. В этот день во всех православных храмах проходят торжественные богослужения.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.

Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело.

Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая — спожинать означало дожинать. Слово спожинки превратилось в госпожинки по созвучию со словом госпоженка, как иногда в народе называли Богоматерь.

К концу августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.

Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось нашими древними предками по всей Европе. Славянские народности сначала отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечали Спожинки (дожинки) — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который раньше выпадал на середину августа, на Успение Пресвятой Богородицы (по старому стилю — это было 15 августа).

По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду Велесу»:

В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина начинается веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.

167 лет назад в немецком городе Веймаре состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». В основу сюжета оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» положена народная легенда о прекрасном рыцаре, приплывающем к людям неведомо откуда, в ладье, запряженной лебедем, чтобы избавить от смертельной опасности всеми покинутую и преследуемую девушку. Герой спасает ее от врагов и берет в жены. Много лет живут они счастливо, но неожиданно возвращается лебедь, и незнакомец исчезает так же таинственно, как и появился.

Нередко в этих легендах появлялся и образ Святого Грааля – чаши, в которую некогда была собрана кровь Господа Иисуса Христа. Неведомый пришелец становился сыном рыцаря Парсифаля – хранителя Грааля. Иногда события легенды относились к поре царствования германского короля Генриха I Птицелова (919–936).

Со сказанием о Лоэнгрине Вагнер познакомился в 1841 году, но лишь в 1845 году он набросал эскиз поэтического текста либретто, а еще год спустя начал писать музыку.

В 1847-м автор закончил клавир оперы, а в марте 1848 года – партитуру. Запланированная премьера в Дрездене не состоялась из-за начала революции в Германии, в которой автор «Лоэнгрина» принял активнейшее участие. После поражения революции опасавшемуся ареста композитору пришлось эмигрировать.

По словам самого Вагнера, христианские мотивы легенды о Лоэнгрине ему были чужды. Трагическое одиночество рыцаря напоминало композитору его собственную судьбу – художника, несущего людям высокие идеалы правды и красоты, но встречающего непонимание, зависть и злобу.

Первая постановка «Лоэнгрина» была осуществлена благодаря усилиям Ференца Листа и под его управлением 28 августа 1850 года в Веймаре. Но сам Вагнер увидел свою оперу на сцене лишь через одиннадцать лет после премьеры.

97 лет назад по решению Советского правительства началась Всероссийская статистическая перепись населения. Первая советская перепись населения проводилась с 28 августа 1920 года во время Гражданской войны. Ею было охвачено только 72% населения России, так как в ряде районов страны еще велись военные действия. В 1923 году была проведена перепись населения в городах и поселках городского типа одновременно с переписью промышленных и торговых предприятий.

Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. Численность населения составила 147 миллионов человек. Перепись 1937 года спровоцировала репрессии сталинского руководства против статистиков, якобы вредительски приуменьшивших численность населения СССР. Два года спустя, была проведена новая перепись, уже удовлетворившая вождя. Первая послевоенная перепись была проведена в январе 1959 года, и численность населения была 208,8 миллиона человек.

Следующая перепись состоялась в 1970 году. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей, ее данные – 241,7 миллионов человек. Итог переписи 1979 года – 262,4 миллиона человек. Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 года, население страны составило 286,7 миллионов человек.

Всероссийская перепись населения 2002 года прошла с 9 по 16 октября. Впервые за всю историю российского государства перепись проводилась не по решению правительства, а на основании федерального закона «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 года. На октябрь 2002 года численность населения страны составила 145,18 миллионов человек.

Очередная Всероссийская перепись населения прошла с 14 по 25 октября 2010 года. По её итогам население России составляет 142,857 млн. человек.

76 лет назад Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года содержал обвинения населения советской Автономии немцев Поволжья в пособничестве «многочисленным шпионам и диверсантам», якобы засланным гитлеровцами в этот регион СССР.

Сталинское руководство постановило поручить НКВД выселить всех поволжских немцев в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Депортация состоялась 3 – 20 сентября 1941 года. Практически все имущество переселенцев (дома, скот и домашняя утварь) были конфискованы. Брать с собой разрешалось только то, что можно было унести в руках. На новом месте людей зачастую выгружали из эшелонов в голую степь. В первую же зиму смерть унесла множество детей и стариков…

Только в 1964 году в закрытом Указе Президиума Верховного Совета СССР официально были признаны необоснованными все обвинения советских немцев в пособничестве врагу в 1941 году, после чего медленно и непоследовательно началось восстановление их гражданских прав. Оно затянулось на многие годы.

3 ноября 1973 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому немцы получили право вернуться в Поволжье. В начале 1990-х годов в Поволжье началось движение немцев за восстановление Республики немцев Поволжья.

В середине 1992 года Россия и Германия подписали протокол о поэтапном восстановлении этой республики. В 1998 году была создана общественная Федеральная национально-культурная автономия «Русские немцы». Цель объединения – согласование действий по сохранению и развитию самобытности этнических немцев, совместное осуществление различных социально-культурных программ, а также взаимопомощь и обмен опытом.

28 августа 1941 года начался прорыв из Таллина в Кронштадт основных сил Балтийского флота и сухопутных войск, которые обороняли эстонскую столицу. В истории эвакуация кораблей и вспомогательных судов осталась под названием «Таллинский переход».

К началу Великой Отечественной войны Таллин являлся главной базой Балтийского флота. В результате поражения советских войск в Прибалтийской стратегической оборонительной операции появилась угроза захвата эстонской столицы. В июле 1941 года передовые части немецкой группы армий «Север» ворвались в Марьямаа, и хотя Красной Армии удалось потеснить фашистов, близость гитлеровской армии к Таллину была очевидна.

23 июля немцы возобновили наступление, а 5 августа перерезали железную дорогу Таллин-Ленинград. Через 2 дня советские войска в районе Таллина были отрезаны от основных сил Красной Армии. Так началась оборона Таллина, который защищали части 10-го стрелкового корпуса, 8-й армии, отряды морской пехоты, полк латышских и эстонских рабочих – всего порядка 27 тысяч человек.

20 августа немецкие части возобновили наступление и вышли к пригородам Таллина, что совпало с их прорывом к Ленинграду. Для обороны Ленинграда требовались силы, и 26 августа Ставка Верховного главнокомандования приняла решение перебазировать флот и гарнизон Таллина в Кронштадт и Ленинград. Вопрос об эвакуации флота и промышленного оборудования из Таллина поднимался командованием Балтийского флота ещё с начала июля 1941 года, но решение было принято только сейчас. Почти сразу стало очевидным, насколько оно запоздало. Уже на следующий день немецкие войска прорвались в Таллин.

28 августа началась эвакуация. Боевые корабли, торговые, пассажирские и вспомогательные суда вышли с таллинского рейда и взяли курс на Кронштадт. Отход проходил под сильнейшим огневым обстрелом противника, в большой спешке, с неоправданными потерями личного состава и военного имущества. С огромными жертвами и потерями проходил и вывод из Таллина морских сил. В нем принимало участие около 100 военных кораблей и 67 транспортных и вспомогательных судов с войсками.

Вопрос о потерях в корабельном составе до сих пор остаётся спорным. В официальной истории ВМФ в Великой Отечественной войне СССР говорится о 62 потерянных военных кораблях и судах, в статье историка флота В.И. Ачкасова – о 50 погибших кораблях и судах, в труде Г.А. Аммона – о 52 кораблях и судах. Участница событий Лидия Куценко в своих воспоминаниях пишет: «Во время Таллиннского перехода погибло 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подлодки, 2 СКР, 3 тральщика, канонерская лодка и 2 катера), 31 транспорт и вспомогательное судно, более 15 тысяч человек».

Данные о людских потерях также разнятся. В трудах историков и участников перехода фигурируют цифры от 5000 до 28900 тысяч погибших. На мемориальной доске, установленной на мысе Юминда в память погибших участников Таллинского перехода, указано 10 903 погибших.

По словам некоторых современных историков, Таллинский переход является самым трагичным событием в истории Балтийского флота. Однако, несмотря на тяжелые потери, задача его была выполнена. Основной отряд боевых кораблей прорвался в Ленинград и оказал помощь в обороне города.

43 года назад совет Министров СССР утвердил новое Положение о паспортной системе. Первые удостоверения личности появились в России в 18 веке. В 1721 году Петр I ввел обязательные паспорта для крестьян, покидающих свое место жительства.

В начале 19 века в России появились загранпаспорта. В конце 19 века российский паспорт приобрел вид книжечки, с указанием происхождения, сословной принадлежности и вероисповедания владельца.

В 1918 году Советское правительство ликвидировало паспортную систему. Удостоверением личности признавался любой официально выданный документ – от справки волостного исполкома до профсоюзного билета.

27 декабря 1932 года было издано Постановление ЦИК и СНК СССР об установлении паспортной системы в городах, поселках городского типа, райцентрах, а также в Московской области и ряде районов Ленинградской области. В паспортах содержались сведения о дате рождения, национальности, социальном положении, отношении к военной службе, семейном положении, прописке и др. Паспорта не выдавались военнослужащим, инвалидам и жителям сел.

В 1960-е годы паспорта начали выдаваться и сельскому населению. А 28 августа 1974 года Совмин СССР утвердил новое Положение о паспортной системе. Паспортизация распространилась на все население страны, кроме военнослужащих. В отличие от документов предыдущего периода, новые паспорта стали бессрочными.

30 сентября 1997 года в Георгиевском зале Кремля Президент России Борис Ельцин вручил первые тридцать новых российских паспортов с двуглавым орлом на обложке группе граждан России, достигшим 14-летнего возраста. А с 1 октября 1997 года началась повсеместная выдача российских паспортов нового образца. В этот день новые паспорта получили уже 1000 россиян. Их выдача по всей стране завершилась лишь в 2004 году.

13 лет назад в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II получил от папы римского Иоанна Павла II Казанскую икону Божьей Матери. Чудотворная Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь православных христиан. Она была явлена в 1579 году, причем, обретение образа сопровождалось «многими чудотворениями».

Тогда же царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько списков (копий), два из которых Русской Церковью почитались особо. Один список с иконы был прислан в народное ополчение Минина и Пожарского, которое в 1612 году освободило Москву от польских захватчиков.

Ныне этот список находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. В память об освобождении Москвы, 4 ноября празднуется День Казанской иконы Божией Матери. Второй особо чтимый список, перенесенный вместе с другими святынями в основанную царем Петром I северную столицу, стал одной из главнейших святынь града Петра. В 1811 году в честь этого образа был сооружен кафедральный Казанский собор.

В июне 1904 года при ограблении Казанского собора злоумышленниками пропала и чудотворная икона Божьей Матери. Один из списков той же иконы, созданный в 18 веке и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан после революции 1917 года за границу и с 1981 года находился у папы Иоанна Павла II. Летом 2004 года он был возвращен в Россию и 28 августа торжественно передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II в Успенском соборе Кремля.

В июле 2005 года Патриарх доставил образ в Казань. Теперь вновь обретенный список с иконы Казанской Божией Матери хранится в Благовещенском монастыре Казани в бронированном позолоченном киоте под наблюдением 13 видеокамер.

По материалам © Calend.ru

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Путешествие с надежным туристическим оператором Сергей Шнуров о будущем России Роботы уходят в облака EIA понизило прогноз по ценам на нефть в 2018 г. Причиной называется возможное несоблюдение условий сделки ОПЕК и стран вне ОПЕК «Росгосстрах» разоблачил две преступные группировки мошенников в сфере ОСАГО

Лента публикаций