Доброе имя. Или как увеличить стоимость бизнеса за счет расходов

01.06.2017 9:28 11

Японский кризис 1945-ого и переоценка нематериальных активов

Мне тогда в руки попала статья о Японском кризисе 1945 года, когда страна была в полном упадке, а уже через 30 лет вдруг стала великой технологической державой, сообщает портал eco-service.kz. В конце 1940- начале 1950-х годов японское правительство создало ряд госкорпораций по принципу наших министерств и выделило им деньги на покупку интеллектуальной собственности — технологий, патентов, ноу-хау. Когда японские специалисты посчитали, какую же выгоду они получат от этих нематериальных активов, в стране издали закон, позволяющий переоценивать интеллектуальную собственность по рыночным ожиданиям. Это сыграло ключевую роль в развитии Японии, потому что переоценка отражалась в балансе компании, который позволял инвесторам, акционерам, государству, партнерам видеть ее состояние, перспективы и даже качество управления. Когда у корпораций активы внезапно увеличились в десятки, а то и сотни раз, на них обратили внимание инвесторы. Таким образом, привлечение инвестиций под нематериальные активы в конце 60-х годов в Японии достигло максимума. С 1980 года в США также стали использовать принцип введения в экономический оборот нематериальных активов. Так появился термин «goodwill» — доброе имя, деловая репутация компании.

Тогда я подумал, а почему мы в нашей компании, обладая таким же гудвиллом, обладая патентом, который сегодня приносит 600 млн рублей чистой прибыли в год, не можем воспользоваться этим же механизмом? Кстати, наш патент, как оказалось, стоит на балансе и его стоимость лишь 7500 рублей — это размер госпошлины, а ведь это была многолетняя разработка наших специалистов. На тот момент у меня был внушительный опыт работы главным бухгалтером, налоговым инспектором и аудитором, поэтому с нормативными актами в этой сфере я был «на ты». В законодательстве прописана возможность капитализации, которая позволяет повысить стоимость активов и прибыль организации. Разработав стандарт по капитализации активов, мы смогли увеличить стоимость наших патентов до 200 млн рублей. Это позволило нам прийти к требуемым банком показателям. В результате нам снизили ставку до 14%. В начале 2009 года —  в разгар кризиса — мы были единственной компанией, которой ставки не повышали, а снизили.

Кому нужна капитализация?

Есть три типа компаний, которым нужна капитализация:

  1. Компании, которые хотят поднять свою стоимость, чтобы привлечь инвестора или снизить ставку по кредитам за счет повышения привлекательности финансовой отчетности для банков.
  2. Компании, которые хотят сэкономить на налогах — оптимизировать налог на прибыль за счет проведенных исследований и разработок — НИОКР. Налог на прибыль можно уменьшить в 1,5 раза. Этот механизм предусмотрен налоговым кодексом, однако в связи со сложностью оформления мало используется организациями.
  3. Компании, которые хотят защитить свои существующие и перспективные разработки и ноу-хау от корпоративного хищения и ухода ключевого специалиста к конкурентам.

Как поднять капитализацию?

Компания тратит деньги на разработку инноваций, маркетинг, зарплату ученым и персоналу. Все эти затраты бухгалтер относит на себестоимость, тем самым уменьшает прибыль компании. Капитализация же позволяет расходы превратить в активы, приносящие прибыль, и при этом уменьшить налог.

  1. Во-первых, нужно хорошо разбираться в международном законодательстве, гражданском кодексе, налоговых и бухгалтерских законах. Мы для этого просто объединили компетенции — собрали всех необходимых специалистов. Один человек справиться с капитализацией не сможет. Так что первый шаг — это создание рабочей группы с патентным поверенным, налоговым консультантом, оценщиком, грамотным бухгалтером.

  2. Далее — сам процесс.  Нужно изучить бухгалтерский баланс компании, провести его первичный анализ, выявить потенциальные объекты интеллектуальной собственности и сделать скоринг на предмет проблем и возможностей компании. Самое главное — определить, какие риски есть у компании.

  3. После этого можно прогнозировать балансовые показатели, ставить задачу патентным поверенным. Бухгалтер собирает затраты на создание, делает проводки на оценку, пишет учетную политику, правовед создает и внедряет необходимую локальную нормативную базу. В результате компания получает дополнительную прибыль, надежную систему охраны интеллектуальной собственности и решает вопрос со сложным процессом оформления.

В одиночку бухгалтеру будет очень тяжело справиться со всем этим объемом работы. Если у компании есть время и ресурсы, в теории она может создать рабочую группу и капитализировать расходы своими силами. Но, как правило у современных компаний, время в дефиците. За рубежом механизм, превращающий расходы в активы, внедрен во многих малых и крупных корпорациях (Siemens, Boeing), в России этот процесс пока лишь набирает обороты. Каждый руководитель может инициировать вопрос оформления и капитализации интеллектуальной собственности, и откладывать это на потом точно не строит. Я уверен, что только те компании, которые научатся трансформировать свои идеи и разработки в актив, приносящий прибыль, получат лидерство на глобальном рынке.

Следующая новость
Предыдущая новость

Все для Газпрома. Российские предприятия осваивают выпуск высокотехнологичной продукции для проектов Газпрома «Наследники» WannaCry не заставили себя ждать Как не опозориться перед гостями Шведские операторы оказались дважды оштрафованы за бонусы Путин рассказал об обиде Меркель

Лента публикаций