Так называемый входной билет в эту нишу гостиничного бизнеса зависит от выбранного формата. Без стоимости аренды здания размер инвестиций варьируется: в классический хостел — от 40 000 рублей/ кв. м, в общежитие — 35-40 000 рублей/ кв. м, в эконом-отель — от 55 000 рублей/ кв. м. Предпринимателю стоит начать свою работу с поиска помещения, это самый важный этап, потому как ключевой показатель удачного хостела – его месторасположение.
Шаговая доступность до городского транспорта не должна превышать 15 минут. Район может быть жилой или офисный, при этом достаточно тихий. Расположение центров притяжения: музеев, выставочных комплексов, офисных центров и т.д. — в пешей доступности станет вашим преимуществом. Локальная конкуренция с гостиницами не является отрицательным фактором, и если у этих отелей все загружено (выше 70%), то это хороший показатель к размещению хостела в рассматриваемом районе.
Важнейшим критерием при выборе помещения является проверка его назначения и наличие прямого доступа, входа. Если помещение, которое рассматривает предприниматель, находится в объекте жилого фонда, то решение о его аренде стоит хорошо обдумать: в случае принятия закона, объект придется закрыть. Если объект коммерческого назначения (есть отдельный вход, проведены коммуникации, глубина помещения 14-15 метров), то его планировку следует передать проектировщикам для создания концептуального плана будущего хостела.
Следующий этап работы — создание бизнес-плана. Следует продумать маркетинг предложения и спроса: наличие конкурентов на расстоянии 20 минут пешком от месторасположения будущего отеля; формат и уровень оснащения их номеров, количество кроватей, отзывы о конкурентах на сайтах для путешественников. Проанализируйте цены и загрузку этих объектов. После этого инвестор сможет определить профиль целевой аудитории, выделить критерии, по которым гости выбирают те или иные хостелы. Из этого плавно вытекает следующая задача — сформировать концепцию, УТП, конкурентные отличия, ценовое позиционирование, количество и формат номеров, объем сервисов и услуг. Так, будущему отельеру нужно понять, нужны ли в его хостеле услуги стирки, глажки, хранения багажа, есть ли смысл организовывать продажу еды и напитков, устанавливать банкомат, включать завтраки и бар, создавать коворкинг и зону развлечений (бильярд, настольный теннис)
Финансовая модель рассчитывается с учетом прогноза средней стоимости продаж койко-мест на период от пяти лет с момента открытия, загрузку в зависимости от сезонности спроса и предложения. Важно максимально точно прикинуть объем будущих операционных расходов на персонал, услуги, рекламу и продвижение (от 3-5%), комиссионные каналам продаж (от 10-20%), коммунальные платежи, аренду, управление (IT, бухгалтерию, юристов, HR). Ко всему этому надо подойти крайне экономно и разумно. Например, службу охраны можно заменить «тревожной кнопкой полиции». А услуги стирки белья сделать редкими и с дополнительной оплатой необходимых.
Разумеется, финрасчет не обойдётся без прогноза по объему инвестиций. Для этого первичный поэтажный план, полученный от проектировщиков, требуется передать нескольким подрядчикам, которые смогут назвать стоимость оснащения и строительных и ремонтных работ. Так станет возможным понять сроки окупаемости проекта и необходимость собственных и заемных средств. Типовой ошибкой на данном этапе является отсутствие в бюджете проекта денег на первую закупку (расходных материалов, продуктов) и отсутствие фонда заработной платы персонала на первые несколько месяцев работы.Около трех месяцев нужно, чтобы и хостел вышел на операционный оборот, который позволит жить без дополнительных инвестиций в операционку.
Еще один важный шаг — выбор бренда собственного или через франчазера. Сейчас на рынке представлено более 20 разработанных пакеты для начинающих хостельеров. Такое сотрудничество может стать хорошим подспорьем для новичка в этом бизнесе: легкий выход на рынок, отточенные стандарты работы, интеграция в готовую систему продаж и дистрибуции. Последнюю, кстати, советую предварительно проверить, реально ли гости бронируют места в объектах, сколько договоров с франчази уже подписано, поспрашивать таких же партнеров этой сети. Прежде чем подписывать договор, стоит посетить два-три разных объекта сети.
При составлении плана-графика нужно предусмотреть сроки строительства и отделки помещений, поставки оборудования и мебели. Не считая этого, подготовка к открытию должна начаться не позднее, чем за три месяца. Это время пойдет на установку IT-системы и обкатку системы бронирования, заключение контрактов с системами продаж и потенциальными партнерами, подготовку тарифной сетки и бланков гостевых договоров, запуск сайта, проведение программ обучения. От идеи до открытия хостела проходит шесть-девять месяцев. Бизнес подобного формата приносить около 10-12,000 рублей на кв. м в год.