Как купить полис ОСАГО, если страховая компания отказывает под надуманными предлогами, предлагает купить дополнительный полис или в очереди придётся провести не один час? Это вопрос волнует всех автовладельцев. Начальник отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля Отделения по Рязанской области ГУ Банка России по ЦФО Евгений Геннадьевич Мылов рассказал, как действовать в различных ситуациях, связанных с приобретением полиса.
– Чтобы избежать очередей в страховых компаниях и навязывания ненужных услуг, можно воспользоваться возможностью заключения электронного договора ОСАГО через сайт страховщика. Автовладельцу, заключившему договор ОСАГО онлайн, достаточно распечатать бланк полиса, который пришлет ему страховщик, и возить с собой. Для покупки е-ОСАГО потребуются те же документы, что и для приобретения полиса в офисе: паспорт, водительское удостоверение, документ о регистрации транспортного средства и диагностическая карта для автомобилей старше трех лет. Самостоятельное оформление е-ОСАГО, конечно же, имеет свои особенности и требует от автовладельца особой внимательности. Чтобы оформление прошло гладко, нужно внимательно вносить данные при заполнении заявления, при необходимости – приложить сканы документов. Если у автовладельца нет диагностической карты или она оформлена неофициально, то купить полис точно не получится.
Список страховых компаний, у которых можно приобрести онлайн полисы ОСАГО, размещен на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Страхователь сам выбирает электронный полис ОСАГО какой компании он хотел бы оформить. Если в процессе заполнения заявления сайт выбранного страховщика «зависает» – тогда автовладелец автоматически перенаправляется в другую страховую компанию. Эта опция предусмотрена РСА. Вы можете согласиться с таким предложением или нет. Это личный выбор страхователя. Доступ к сайту страховой организации может осуществляться через сайт РСА. А вот приобретение е-ОСАГО через агентов и других посредников - незаконно, об этом стоит помнить.
В случаях, когда технические сбои в работе сайта страховщика связаны с низким качеством интернет-соединения у самого пользователя (автовладельца), автовладельцу необходимо обратиться за разъяснениями и помощью к своему интернет-провайдеру.
Если у вас возникают проблемы с заключением договора е-ОСАГО, можно направить обращение в Банк России через интернет-приёмную на сайте www.cbr.ru или письменно в Отделение по Рязанской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу по адресу: 390000, г. Рязань, Соборная ул., 20.
К обращению надо приложить снимок экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании и IP-адрес (MAC-адрес, номер SIM-карты) устройства, с использованием которого осуществлялся доступ или попытка доступа к сайту страховщика.
Если вы все-таки хотите оформить полис в офисе страховщика, и вам навязывают дополнительные услуги при заключении договора ОСАГО либо отказывают в его заключении, то вам следует направить жалобу на действия страховщика с приложением имеющихся доказательств в Банк России. В качестве доказательства может, например, выступать уведомление о вручении направленного посредством ФГУП «Почта России» на почтовый адрес страховой организации заявления (оферты) о заключении договора страхования по установленной форме. Также отказ в заключении договора ОСАГО может быть зафиксирован иными законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей, позволяющими сделать вывод о факте правонарушения (включая информацию о том где, при каких обстоятельствах и с какой целью производилась запись; электронную дату фиксации нарушения).
По закону, есть только одна причина для отказа в заключении договора ОСАГО: предоставление неполного пакета документов владельцем машины. Все другие отговорки – отсутствие бланков, возраст водителя, год выпуска машины являются незаконными.
Однако, поскольку на доказательство факта навязывания приходится тратить время и силы, для решения этой проблемы Банк России ввел так называемый «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и вернуть уплаченную страховую премию. В перечень видов страхования, договора по которым можно расторгнуть таким образом, входят страхование жизни, страхование от несчастного случая, каско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, ДМС, гражданская ответственность перед третьими лицами, страхование финансовых рисков. Если вы, поддавшись уговорам или требованию страховщика, приобрели ненужный полис страхования и хотите отказаться от него, вам необходимо в течение пяти рабочих дней после заключения договора направить в страховую компанию соответствующее заявление. При отказе от страховки в оговоренный срок страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик при возврате средств вправе удержать часть премии, пропорциональную количеству дней, прошедших с начала действия договора. Для возврата денег нужно заполнить заявление об отказе от договора добровольного страхования, и в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страховая компания должна вернуть премию. Этой возможностью активно пользуются клиенты страховых компаний.