Польша хочет сделать так, чтобы Еврокомиссия как можно жестче вела переговоры с Россией по поводу проекта газопровода “Северный поток-2”. Причем условия, которые регулятор будет навязывать РФ от имени Европейского союза, должны быть отражены в мандате, выдача которого сейчас обсуждается в Совете ЕС. Такие подробности дебатов стали известны ТАСС от одного из участников дебатов в высшем исполнительном органе единой Европы.
“В понедельник (26 июня – ред.) был первый раунд обсуждения, но это только начальный этап. Было опрошено 13 представителей ЕС, и все они поддержали наш подход. Но не секрет, что некоторые члены выражают озабоченность по этому вопросу. Польша, например. Они убеждены, что мандат означает, что Еврокомиссия одобрит проект. Они считают его (мандат) недостаточно амбициозным на данном этапе, требуют сделать его жестким настолько, насколько это возможно”, – рассказал собеседник агентства.
Для того чтобы делегировать Еврокомиссии полномочия на проведение переговоров с Россией насчет “Северного потока-2”, мандат должны утвердить квалифицированным большинством. Как пояснил информатор ТАСС, “за” должны проголосовать 70% членов Совета ЕС. Поэтому одна Польша не в состоянии заблокировать слишком “мягкий” по ее мнению мандат.
“Даже если Польша и Германия вместе проголосуют “против”, а все остальные “за”, они не смогут заблокировать мандат. Для этого необходимо набрать более 30% голосов”, – уточнил собеседник агентства.
Возникает интересная коллизия. На одной стороне – “против мандата” – в ЕС могут оказаться силы, противоположно настроенные по отношению к самому проекту “Северный поток-2”. Польша стремится заблокировать строительство второго трансбалтийского газопровода и потому считает мандат недостаточно жестким. Германия же относится к сторонникам новой газовой магистрали и полагает, что дополнительных переговоров с РФ не нужно вовсе.
Напомним суть дела. Еврокомиссия пытается затормозить строительство газопровода. Он не устраивает ряд восточноевропейских членов ЕС, например Польшу, Словакию, Венгрию, так как минимизирует значение украинского транзитного маршрута газа из РФ. Однако прямых рычагов воздействия на «Северный поток-2» у европейского регулятора нет: на эту магистраль не распространяются рыночные правила Евросоюза, в частности Третий энергопакет, так как она не проходит по наземной части ЕС.
Тогда Еврокомиссия придумала загнать проект в специальные юридические рамки, почти тождественные Третьему энергопакету. Среди ключевых принципов, которые европейский регулятор хотел бы распространить на работу этого газопровода — прозрачность его функционирования, справедливое установление тарифов на прокачку газа, доступ к трубе третьих сторон, а также разделение продажи и транспортировки топлива на два отдельных бизнеса. Согласовать эти ограничения ЕК желает в процессе переговоров с Россией, но нужны соответствующие полномочия от властей Евросоюза.
Еврокомиссия уже давно представила проект мандата на проведение соответствующих переговоров с РФ. Теперь документ должен быть утвержден Советом ЕС. Однако произойдет это не раньше 25 июля.
Германия — один из главных сторонников строительства второго трансбалтийского газопровода. Две компании из ФРГ участвуют в реализации проекта, экономические выгоды страны, где «Северный поток-2» выйдет на сушу, очевидны. На неделе четыре оператора газотранспортных систем Германии вместе с коллегами из Австрии и Чехии направили письмо председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру в поддержку строительства трубопровода.
Начать прокладывать газовую магистраль планируется во второй половине 2018 года, а ввести ее в эксплуатацию – в конце 2019-го. Новый газопровод удвоит мощность первого «Северного потока» (с 55 до 110 млрд кубометров в год), маршрут которого в основном повторит. Партнерами «Газпрома» по реализации проекта выступают французская компания Engie, австрийская OMV, англо-голландская Shell, немецкие Uniper (выделена из E.ON) и BASF/Wintershall. Капитальные вложения в стройку оцениваются в 8 млрд евро, а общая стоимость газопровода — в 9,9 млрд. :///