Путешествие в Китай: как российские кинематографисты осваивают азиатский рынок

04.09.2017 16:32 5

Затем свой вклад в репутацию «АРТ Пикчерс» на китайском рынке внес проект «Сталинград», который они сняли вместе с «Нон-стоп Продакшн» Александра Роднянского. Прокатом этого фильма в Китае занималась компания Sony (WDSSPR). «Сталинград» вышел в Китае в ноябре 2013 года и заработал рекордные на данный момент для российского фильма на китайском рынке $11,82 млн. Сейчас, в 2017-м, Рудовский делит с партнерами лавры от успешного захода на китайский рынок фильма «Притяжение» — совместного проекта «АРТ Пикчерс» и студии «Водород». Режиссер «Притяжения» — знакомый уже китайской аудитории Федор Бондарчук, авторы концепции и исполнительные продюсеры — Михаил Врубель и Александр Андрющенко из «Водорода».

На «Притяжение» возлагают большие надежды: хотя в прокат фильм еще не вышел, его удалось продать китайскому дистрибьютору с рекордной для российского проекта минимальной гарантией $2 млн плюс $500 000 на стереоверсию фильма. Китайский зритель увидит наш блокбастер о пришельцах, приземлившихся в Чертаново, в сентябре 2017-го. «Притяжение 2» «АРТ-Пикчерс» и «Водород» намерены снимать уже в копродукции с китайскими партнерами. Идет разработка сценария, где должен быть второстепенный герой в исполнении китайского артиста, обсуждается конфигурация копартнерства.

Драконы Бекмамбетова

Тимур Бекмамбетов и его компания «Базелевс» зашли на китайских рынок с черного входа: их молодежное фэнтези «Он дракон» в 2016-м стала хитом пиратских сайтов. Фильм появился на китайских торрентах на русском языке с китайскими субтитрами, сделанными первыми фанатами. Когда в «Базелевсе» увидели, что количество скачиваний и просмотров составляет десятки миллионов, Бекмамбетов командировал генерального директора компании Игоря Цая в Поднебесную с наказом найти партнеров и выпустить фильм в прокат.

Цай подошел к вопросу системно. Он посетил 15 крупнейших городов Китая, чтобы понять, как там живут люди, смотрел по четыре фильма в день в китайских кинотеатрах, чтобы понять, что этим людям интересно. Большим и приятным сюрпризом для продюсеров из России стал тот факт, что в Китае очень любят советские фильмы про войну. Поколение 30+ в Китае хорошо знает фильм «Москва слезам не верит» и песню «Александра». Цай узнал все это от китайских блогеров, с которыми встречался в поездках.

Китайская аудитория, рассказывает Цай, существенно отличается от российской — она более наивна и инфантильна. Что, кстати, и объясняет успех фильма «Он дракон»: это романтичная сказка с Марией Поезжаевой в главной роли (актриса российскому зрителю известна по фильму «Класс коррекции»). Фильм вышел в китайский прокат в августе 2016-го и заработал порядка $7 млн, что почти в три раза больше сборов на домашней территории ($1,8 млн)

Читайте также «Бремя первых. Как Тимур Бекмамбетов стал самым коммерчески успешным продюсером»

Путешествия Петрухина

Продюсер Алексей Петрухин обладает наиболее последовательным и успешным опытом работы с Китаем на данный момент. Основанная им «Русская Фильм Группа» единственная в России компания,  которой удалось не только продать на китайский рынок свой фильм (что, в общем-то, тоже непросто), а запустить и завершить масштабный копродукционный проект с Китаем. «РФГ» с китайским государственным мейджором China Film Group и продюсерской компанией Джеки Чана «JCE Movies Limited» выпускает в этом году вторую часть франшизы «Вий» — «Путешествие в Китай: тайна печати Дракона». Бюджет проекта $49 млн. Это, объясняет Петрухин, так называемый лимит затрат, потому что фильм сейчас находится на стадии постпродакшена, после которой будет ясна окончательная цифра.

Структура инвестиций следующая: 50% бюджета — это деньги китайской стороны, 50% — российской, при этом у партнеров разное распределение доходности по всему миру. «Мы поделили мир на несколько территорий: есть территория СНГ, есть территория Юго-Восточной Азии, материковый Китай и остальной мир, куда входят Америка, Канада, Европа. Каждая территория подвергалась отдельному обсуждению. И каждый инвестор, вкладывая деньги, отбивает их со своей стороны. Наш основной партнер по СНГ — это Сергей Михайлович Сельянов и его компания СТВ. Также у нас есть кредитор, я надеюсь, что он станет партнером, но пока смотрит осторожно, что понятно, это Глеб Фетисов. Он очень сильно нам помог в самый нужный момент. И, естественно, еще один партнер — это Фонд кино», — рассказывает Петрухин.

Основная территория проката этой масштабной картины — материковый Китай. Оценка сборов в Китае — 1,5 млрд юаней ($217 млн), но Петрухин с партнерами целится побить кассовый рекорд в 3 млрд юаней ($434 млн). И шансы велики, так как проект в Китае поддерживается на самом высоком уровне: 15 мая на международном экономическом форуме «Один пояс, один путь» Си Цзинпинь в своем выступлении просил поддержать выход трех картин – две китайские и одна копродукционная  — «Путешествие в Китай: тайна печати Дракона».

На территории СНГ Петрухин также надеется на кассовый рекорд: «Нам хочется немножко раздвинуть кассовые границы — увеличить количество зрителей, которые придут на этот фильм. Поэтому мы не торопимся с выпуском картины, ждем открытия еще нескольких сотен кинотеатров. Надеемся, хотя бы пара сотен в этом году откроется. Наши амбиции [по сборам фильма на территории СНГ. — Forbes.ru]  — это 2 млрд рублей». Фильм уже продан на территории США, Канады, Европы за «очень приличные деньги для нашего проекта», на уровне минимальной гарантии Петрухин с партнерами рассчитывают на сумму $20-25 млн.

Производство фильма «Тайна печати дракона» заняло два года, из которых девять месяцев ушло на подготовку, 96 смен (съемочных дней). Для сравнения, полнометражная драма — это в среднем 20 смен. К такому масштабу основатель РФГ шел более десяти лет.

Первый фильм, с которого Петрухин начал сотрудничество с Китаем, — комедия 2005 года «Мужской сезон: бархатная революция». Этот фильм не прошел через Комитет по кино, радио, телевидению и печати и не был допущен к кинотеатральному прокату в Китае, а вышел только на DVD. Второй проект, «Скалолазка» 2007 года, зашел уже более успешно — РФГ получила квоту на прокат в Китае и собрала $3,2 млн на китайском рынке, хотя выходила в одно время с фильмом «Валькирия» с Томом Крузом,  добавляет Петрухин. Годом позже РФГ выпустила проект «Дерзкие дни», который по квоте вышел в прокат и собрал порядка $2 млн. И в 2014 году была запущена копродукция «Путешествие в Китай», которая сейчас на завершающей стадии. На рассмотрении находится следующий проект франшизы «Путешествие в Индию: на пороге бессмертия» или «Вий 3».

Продюсер компании China International Partners, выпускник режиссерского факультета ВГИКа Дмитрий Лю с уважением кивает на Петрухина — «человек в 2015 году 30 раз был в Китае». Уделяет внимание, и китайские партнеры это ценят, говорит Лю. Сам Петрухин смеется, что на начальных этапах выстраивания сотрудничества ему помогло название собственной компании — «Russian Film Group» в Китае воспринимается как государственная кинокомпания по аналогии c китайским государственным мейджором «China Film Group».

Но большинство российских коллег Петрухина, считает Лю, имеют о российско-китайских отношениях несколько искаженное представление. Например, на круглом столе по копродукции с Китаем в рамках Московского международного кинофестиваля от одного из российских продюсеров прозвучала фраза «равноправное партнерство». Но ни по объему кинорынка в частности, ни по экономическому развитию в целом Россия Китаю не равна, а стоит в очереди за китайскими инвестициями. Причем далеко не на первом месте, с не самыми лучшими предложениями. Конкурировать за китайские деньги российским проектам приходится с Голливудом и с другими амбициозными кинематографиями.

На верхнеполитическом уровне понимание между Россией и Китаем, безусловно, есть. Видимо, это и вводит в заблуждение чутких к такого рода сигналам российских кинематографистов. Люди же более рыночно ориентированные понимают важность хороших презентаций, личных визитов и готовы в этой очереди стоять. Как метафорично описал это журналист, модератор питчингов в Фонде кино и многих других индустриальных мероприятий Иван Кудрявцев: тем, кто выстоит, откроются двери огромного сейфа, доверху забитого деньгами, и люди, этот сейф открывшие, укажут на конкретную кучку и скажут: «Вот это — твое, бери!»

Читайте также «Рейтинг зрителя: Forbes впервые оценил коммерчески успешных российских режиссеров»

Следующая новость
Предыдущая новость

Настоящее развлечение для ваших деток Лучшие игровые автоматы от мировых производителей на Spincity Германия начала выводить войска из Турции Удачная геологоразведка. Белоруссия в 2016 г сумела увеличить запасы нефти в 2 раза по сравнению с 2015 г Названы причины резкого ослабления рубля

Лента публикаций