Наталия КИЙ | 12 мая 2017 |
Мозга человека не достаточно для понимания трендов развития
технологий, субъективность аналитиков негативно влияет на результаты анализа.
Исходя из этих посылов «Ростелеком» подготовил первый в ИКТ аналитический
продукт с применением искусственного интеллекта.
Скорость технологических изменений, все больше определяющих
экономику и образ жизни, превышает способность обычного бизнес-анализа и
традиционных аналитических процессов. Мир сложнее наших представлений о нем», –
говорит директор центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Борис
Глазков. С этим не поспоришь. Правда, для иллюстрации ускорения смены
технологий и роста объема информации пока еще используют цифры ведущих аналитических
компаний: так, по данным IDC,
в 70-х годах прошлого века требовалось в среднем семь лет для удвоения объема
существующей в мире информации, сегодня – всего два года. В этих условиях нет
смысла заниматься далеким перспективным планированием, а обоснованное планирование
на ближайшие годы становится все более сложным и многовариантным.
Как считают в «Ростелекоме», традиционный подход к оценке
перспективности новых технологий перестает работать и не может ответить на
вызовы технологической реальности. В укор современным методикам исследований и
их результатам ставятся низкая прикладная ценность, неточность данных,
субъективность, невысокая оперативность консалтинговых компаний и неумение
справляться с обилием информации и скоростью ее обновления. В результате бизнес
вынужден базировать свои планы не на текущем положении компании в рынке, а на
ситуации двухлетней давности. Исследования крупных разработчиков прикладных
решений (IBM, Microsoft, Cisco) в основном предназначены для
поддержки и продвижения на рынок их собственных решений, а значит, тоже не
отличаются безупречной объективностью. «Нужно сочетание качественного и
количественного анализа, базирующегося не на субъективных мнениях экспертов, а
на анализе «больших данных»», – считает Б. Глазков. Незакрытая потребность
рынка налицо.
Цель исследования «Мониторинг глобальных трендов развития в
сфере инфокоммуникационных технологий», выполненный в «Ростелекоме», – сделать
обычную аналитическую и бизнес-работу с помощью технологий «больших данных» с
минимальных участием человека в целях стратегического планирования работы
оператора связи, трансформирующегося в провайдера разного рода сервисов.
Методика – качественный анализ технологий инструментами количественного анализа
большого массива данных из разных источников слабоструктированной информации по
принципу частоты упоминаний определенных словосочетаний. Информацию собирали
роботы, проводился машинный лингвистический анализ, экспертное участие
выразилось в верификации трендов.
В периметр источников были включены более 5 млн материалов –
научные публикации, описания патентов и финансовая информация (сделки, покупки,
IPO). Как считают в
компании, анализ научных статей показывает уровень интереса к теме научного
сообщества; патентный анализ демонстрирует переход от теории к практике;
финансовая информация свидетельствует об уровне инвестиционной
привлекательности технологии.
По словам Бориса Глазкова, результатов, идущих в разрез с
заключениями «живых» аналитиков, не получено. Вопрос «так зачем тогда копья
ломать?» остается без ответа, но подробности исследования любопытны. В
топ-тренды за последние пять лет по данным научных публикаций вошли: information-centricnetworking, crowdsourcing, SDN (мобильная медицина на 5-м месте,
сети дата-центров – на 8-м); по патентам – ad-hocnetworks,
blockchain, virtualreality (биометрия – на 4-м
месте, домашняя автоматизация – на 6-м); по инвестиционной активности – sharingeconomy, blockchain, unmannedaerialvehicles (роботы на 7-м
месте, интернет вещей – на 10-м).
По активности стран в развитии ИКТ за последние пять лет
безусловно лидируют США, к ним все ближе подбирается Китай (прежде всего в
патентной сфере), к ним близки Германия. Великобритания, Япония. Россия на 7-м
месте по активности патентующих стран и на 9-м по инвестициям.
Одним их самых ярких трендов последнего времени в
исследовании «Ростелекома» предсказуемо называется экономика совместного
использования (sharingeconomy),
куда подпадают привычные нам ИТ-аутсорсинг, бизнес как сервис, уберизация разных сфер жизни,
что позволяет экономить, равномернее распределить ресурсы и растить доверие между
живущими на этой планете.
«Наша методика позволяет понять, пузырь данная технология
или реальный прорыв», – считает Борис Глазков. В качестве одного из самых
мощных и интересных для телеком-операторов трендов в исследовании «Ростелекома»
также предсказуемо выделен интернет
вещей – «технологический прорыв, трансформирующий бизнес оператора связи».
А кто бы спорил? Лидерами в интернете вещей по числу патентов являются SamsungElectronics, Qualcommи
ZTE. А вот инвестируют
операторы преимущественно в мобильные сети, облака и оптические сети, интернет
вещей по инвестиционной активности только на 6-м месте.
«Ценность исследования не только в результатах, но и в
методике, освобождающей нас от субъективности аналитиков, – снова подчеркивает
Глазков. – Мы сделали это сами, без привлечения аналитиков. Получили новый
инструмент в инновационном процессе». По его словам, на данный момент у
«Ростелекома» нет задачи конкурировать с мировыми и отраслевыми аналитиками,
менять парадигму взаимоотношений с ними, а «есть задача строить взаимосвязанную
картину мира».
Однако возможности предоставлять аналитические услуги
сторонним компаниям в «Ростелекоме» не отрицают и видят необходимость
сосредоточиться на межотраслевых трендах, часто остающихся без внимания
консалтинговых компаний из-за недостатка кросс-отраслевых компетенций.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!