Ежегодно совершается большое количество преступлений, связанных с хищением денежных средств. С развитием технических устройств злоумышленниками изобретаются новые способы хищения. Один из таких способов - телефонное мошенничество.
Мошенники легко разбираются в психологии, используют то, что, как правило, больше всего волнует людей – беспокойство за близких родственников – и вынуждают потенциальную жертву раскрыть всю информацию о себе, либо совершить те или иные действия. Злоумышленник представляется родственником или знакомым, взволнованно сообщает о том, что задержан правоохранительными органами. Причины называются различные: совершил дорожно-транспортное нарушение, или у него нашли наркотики, или он причинил в ходе конфликта телесные повреждения кому-либо, но при этом есть возможность за деньги «решить вопрос». Нередко потерпевший сам подсказывает имя того, о ком волнуется. Если жертва преступления поддалась на обман и согласилась привезти указанную сумму, звонящий называет адрес, куда нужно приехать. Еще один вариант: абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, положи определенную сумму денег. Потом все объясню».
В организации обмана по телефону участвуют несколько преступников, которые могут находиться в другом регионе. Мошенники стараются запугать жертву, ведут с ней непрерывный разговор, вплоть до получения денег.
Как противостоять такому способу мошенничества? Лучший способ прервать разговор и перезвонить родственнику и поинтересоваться, что с ним произошло. Если телефон отключен, постараться связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации.
Имеют место случаи совершения мошеннических действий в отношении пожилых граждан. Соблюдайте меры предосторожности:
Не следует пускать в жилище незнакомых лиц, которые без предъявления соответствующих удостоверений представляются сотрудниками различных служб и организаций, предлагают свои услуги или просят разменять деньги, попить воды, перепеленать ребенка и т. п.
Одиноким пенсионерам рекомендуется иметь на видном месте телефоны коммунальных и социальных служб, чтобы перед тем, как впустить в квартиру незнакомца, они могли позвонить в эти службы и узнать, есть ли там такой сотрудник и какова цель его визита.
Не следует покупать с рук вещи у граждан, которые разносят их по домам, даже если такой товар предлагают за очень низкую цену. Не рекомендуется доверять лицам, предлагающим дешевые лекарственные средства и рекламирующим лекарство, которое, по их словам, помогает от всех болезней.
Не следует оставлять двери в квартиру открытыми, чтобы злоумышленник не проник в жилище путем свободного доступа.
Что касается случаев мошенничества, совершаемых в общественных местах, то на улице не следует вступать в разговор с незнакомыми гражданами, которые представляются «экстрасенсами», «ясновидящими», «целителями» и т.п.
Остерегайтесь лиц, которые предлагают быстрый заработок, розыгрыш бытовой техники, «мгновенный» выигрыш в лотерею.
В дни получения пенсий или иных платежей также рекомендуется посещать почтовое отделение или банк в светлое время суток, в сопровождении родственников или иных лиц, которые заслуживают доверия.
Сотрудники полиции обращают внимание граждан на необходимость быть бдительными, проинформировать родственников и знакомых о данных способах мошенничества. Постарайтесь запомнить внешность людей, которые показались Вам подозрительными. Если Вы стали жертвой мошенников, или получили смс-сообщение или телефонный звонок от подозрительных лиц, незамедлительно обращайтесь в полицию по телефону 02 (102 – для мобильных операторов) или по телефону дежурной части УМВД России по Рязанской области (4912) 27-08-60.