Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о контрсанкциях против США и стран, поддержавших американские антироссийские меры. Соответствующая помещена в карточке законопроекта на сайте нижней палаты.
В окончательной редакции документа перечислено шесть "мер воздействия (противодействия) на недружественные действия", которое правительство имеет право вводить по решению президента.
Первая из таких мер - прекращение или приостановка сотрудничества с "недружественными иностранными государствами" и организациями, находящимися в их юрисдикции. Вторая и третья меры - запрет соответственно на ввоз в России и вывоз из России сырья этими странами и организациями. Четвертая - запрет или ограничение на выполнение фирмами из "недружественных государств" определенных видов работ. Пятая мера - запрет или ограничение для этих фирм, а также частных лиц - граждан "недружественных государств" на операции с государственным и муниципальным имуществом в России.
Наконец, пункт шестой допускает "иные меры в соответствии с решением президента Российской Федерации".
Определение перечней видов сырья для пунктов 2, 3 и видов работ для пункта 4 поручается правительству.
Организациями из "недружественных государств" в законе названы структуры, "прямо или косвенно подконтрольные недружественным иностранным государствам или аффилированные с ними".
В предыдущей редакции документа к ним также приравнивались структуры, в которых эти организации прямо или опосредованно, через третьих лиц, владеют долей более 25 процентов. После критики Минфина эту норму убрали.
Первоначально в проекте закона содержался обширный перечень конкретных мер. В частности, речь шла об ограничении или запрете работы американских фирм на рынке аудиторско-консалтинговых услуг, прекращении или ограничении ввоза оборудования и компьютерных программ из США и стран-союзниц, запрете ввоза лекарств, за исключением тех, аналоги которых не производятся в России и странах, не попадающих под санкции, ограничении права граждан США и стран-союзниц работать в России, наделении российских предприятий правом производить товары по технологиям, разработанным в США и странах-союзницах, без разрешения их правообладателей.
Однако присутствие в документе перечня конкретных мер вызвало недовольство в Кремле. Как утверждалось, в администрации президента заявили, что в такой редакции документ наносит вред не американским, а российским фирмам. Ко второму чтению, прошедшему 17 мая, из законопроекта максимально исключили всякую конкретику.
На среду в совете Госдумы по законотворчеству назначено повторное обсуждение связанной с законом о контрсанкциях инициативы - проекта статьи 284.2 УК (содействие во введении и исполнении иностранных санкций). Часть 1 этой статьи предусматривает до 4 лет колонии за следование иностранным санкциям, если эти действия или бездействие "повлекли ограничение или отказ в совершении... обычных хозяйственных операций или сделок", часть 2 - до 3 лет за совершение действий, способствующих введению санкций, в частности за "предоставление рекомендаций и передачу сведений, которые привели или могли привести к введению мер ограничительного характера".
Рассмотреть документ во втором чтении планировалось 17 мая, одновременно с рассмотрением во втором чтении закона о контрсанкциях. Однако после критики законопроекта со стороны администрации президента, Российского союза промышленников и предпринимателей и банковских структур было решено еще раз обсудить инициативу.