Доминирующая версия в уголовном деле о возгорании самолета SSJ-100 "Аэрофлота" в столичном аэропорту Шереметьево - ошибки пилотов, сообщает "Коммерсант" со ссылкой на экспертов Межгосударственного авиакомитета. В понедельник эксперты МАК приступили к расшифровке параметрического и речевого самописцев сгоревшего самолета.
Командир борта Денис Евдокимов через 14 минут полета сообщил диспетчеру, что в самолет попала молния; электростатический разряд, пробивший фюзеляж, привел к отключению основного канала радиосвязи и автоматики управления самолетом. В связи с этим летчик решил вернуться в аэропорт вылета.
Как утверждается, изначально ошибочным было решение пилотов лететь через грозовой фронт. Затем, полагают эксперты, летчики после отказа автоматики решили немедленно приземляться с полными баками топлива, вместо того чтобы продержаться несколько часов в воздухе и выжечь лишний керосин.
Наконец, утверждают авиаэксперты, в процессе приземления члены экипажа SSJ-100 "продемонстрировали свою крайне слабую пилотажную подготовку": не смогли сначала правильно зайти на посадку в ручном режиме, а потом превысили вертикальную скорость снижения, в результате чего сработавшие стойки шасси вытолкнули машину вверх и самолет совершил отскок от взлетно-посадочной полосы. Летчики, утверждают источники "Комммерсанта", вместо того чтобы стабилизировать самолет в посадочном положении, все время пытались прижать его нос к земле, что спровоцировало новые отскоки. После второго отскока, по сведениям газеты, стойки шасси продавили топливные баки самолета, керосин из них выплеснулся на горячие двигатели и воспламенился. В результате "прыжков" лайнера по ВПП пассажиры, которые сидели сзади, получили серьезные травмы и самостоятельно выбраться из самолета не смогли.
Как указывает вице-президент компании "Гражданские самолеты Сухого" Игорь Виноградов, при испытаниях SSJ на удары молний было установлено, что они не приводят к возгоранию самолета и потере управления судном. Другой источник в компании отметил, что в SSJ-100 в ходе эксплуатации 13 раз попадали молнии, но ни в одном из этих случаев это не повлияло на работу машины в воздухе. По словам Виноградова, прямых испытаний самолета на посадку с превышением массы не проводилось, но подобные ситуации предусмотрены руководством по летной эксплуатации SSJ и моделируются на тренажерах при обучении пилотов.
Помимо действий пилотов, указывает "Коммерсант", СКР активно изучает работу наземных служб. По утверждению руководителя Шереметьевского союза бортпроводников Илоны Борисовой, пожарные, которые по регламенту должны прибыть к самолету за три минуты, уложились в норматив, но прибыли гораздо позже, чем начался пожар и спасение пассажиров с борта лайнера, поскольку им якобы с опозданием отдали команды "Тревога" и "Готовность".
В СКР сообщали, что помимо недостаточной квалификации пилотов и диспетчеров и неблагоприятных условий рассматривают также версию технической неисправности самолета.
Расследованием по делу об авиакатастрофе, квалифицированному по части 2 статьи 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), руководит первый замначальника главного управления по расследованию особо важных дел СКР Николай Ущаповский. Ранее он вел дела о двойном теракте, устроенном в 2004 году смертницами на бортах самолетов, летевших из Москвы в Сочи и Волгоград, о подрыве поезда "Невский экспресс" в 2009 году, о покушении на олигарха Анатолия Чубайса и о массовых убийствах, совершенных бандой "амазонок" в Ростовской области.
Как заявил накануне министр траспорта Евгений Дитрих, власти не усматривают оснований приостанавливать эксплуатацию SSJ-100.
"Суперджет", на борту которого было 78 человек, совершил аварийную посадку в Шереметьеве вечером 5 мая. При пожаре в самолете погибли 40 пассажиров и один член экипажа, 9 человек госпитализировали.