Бизнес-джет Raytheon Hawker 800XP с регистрационным номером M-VITO, принадлежащий олигарху Евгению Пригожину, с ноября 2017 по январь 2019 года 29 раз летал в Африку. Об этом сообщается в статье, которую подготовили "Новая газета" и Центр расследования коррупции и организованной преступности (OCCRP).
Были изучены данные о перелетах M-VITO за 26 месяцев начиная с декабря 2016 года, содержащиеся в базах сайтов FlightAware и ADS-B Exchange. Как выяснилось, за это время самолет Пригожина 48 лет садился в Бейруте или вылетал оттуда. В большинстве случаев ливанская столица была промежуточным пунктом следования - через несколько часов после посадки джет вылетал оттуда в Сирию или Африку.
Конкретные пункты назначения самолета Пригожина в Африке в большинстве случаев установить не удалось, так как над большей частью этого континента сигналы самолетов устройствами FlightAware и ADS-B Exchange не принимаются. Первый раз джет был обнаружен 10 ноября 2017 года в небе над Египтом на высоте 11 километров. Это обычная высота полета, если самолет не заходит на посадку, а следует дальше. Месяц спустя, в декабре 2017-го, Россия получила разрешение ООН на поставку оружия и отправку инструкторов в Центральноафриканскую Республику.
В статье рассказывается об одном из перелетов пригожинского джета, предпринятом 17-23 декабря 2018 года. Самолет вылетел из Берлина и, приземлившись в Бейруте, проследовал далее в Хартум, а оттуда - в Найроби. На борту джета находились пять пассажиров. После трех дней в кенийской столице самолет - уже с семью пассажирами - прибыл в столицу Чада Нджамену. Затем он через Бейрут вернулся в Москву.
6 января нынешнего года джет Пригожина прилетел из Петербурга в Бейрут, а уже через 2 часа отправился в Африку; последний раз его вновь зафиксировали на большой высоте над Египтом. 8-го числа самолет через Бейрут вернулся в Россию. А два дня спустя этот же джет был зафиксирован у ливийской границы.
Последний раз на сегодня самолет олигарха совершал перелет в Африку 25-30 января.
В скольких случаях и когда именно на борту самолета находился сам Пригожин, неизвестно. Расследование, однако, выяснило, что 24 апреля прошлого года олигарх в сопровождении двух боевиков ЧВК Вагнера прибыл из Москвы в Хартум на другом самолете - с регистрационным номером М-NJSS. Еще ранее стало известно, что 27-28 августа Пригожин провел в Хартуме встречу с командирами крупнейших вооруженных формирований ЦАР. Сообщалось, что и тогда он прилетел в суданскую столицу на частном самолете.
Ранее СМИ уже неоднократно сообщали о бизнесе Пригожина в Африке, в частности в Центральноафриканскую Республику. "Новая" со ссылкой на данные центра "Досье" сообщает еще об одном соглашении правительства ЦАР с пригожинской "М-инвест", заключенном как раз осенью 2017-го. Сделка касается разработки месторождений алмазов в восточной префектуре Верхнее Котто. "Стороны пришли к соглашению, что российская сторона имеет право осуществлять платежи наличными, - говорится в соглашении. - По мнению центральноафриканской стороны, доставка кассовой наличности возможна только на частном самолете". Оплата наличными оговорена потому, что все банки ЦАР переводят деньги через корреспондентские счета во Франции, что, как говорится в соглашении, "препятствует российской стороне осуществлять банковские переводы".
Что касается Сирии, то над ее территорией самолет олигарха за 26 месяцев был зафиксирован 21 раз. Отмечается, что в декабре 2016 года связанная с Пригожиным фирма "Евро-полис" под эгидой российского Минэнерго заключила с администрацией диктатора Башара Асада меморандум об охране нефтегазовых месторождений Сирии от повстанцев. Срок действия документа - 5 лет. За охрану "Евро-полис" получает четверть доходов от добычи нефти и газа; также ему компенсируются расходы на боевые действия вагнеровцев. В мае 2017-го "Евро-полис" открыл филиал в Дамаске.