УВКПЧ ООН: Ситуация с правами человека в Крыму значительно ухудшилась

25.09.2017 18:23 3

Логотип УВКПЧ ООН

После аннексии Крыма Россией ситуация с правами человека на полуострове значительно ухудшилась. Такой вывод содержится в докладе Управления верховного комиссара ООН по правам человека "Ситуация с правами человека во временно оккупированной Автономной Республике Крым и городе Севастополе". Документ опубликован на сайте организации.

Как указывается в докладе, введение в Крыму российских законов о терроризме и экстремизме "сузило пространство для осуществления основных свобод". В наибольшей степени ограничения затронули украинских активистов, сторонников Меджлиса крымскотатарского народа, журналистов, работников НКО и мусульман, обвиняемых в принадлежности к запрещенным в России организациям, таким как "Хизб ут-тахрир".

Навязывание жителям Крыма российского гражданства доклад расценивает как дискриминацию. Такая практика, говорится в документе, равнозначна принуждению к присяге на верность неприятельской державе, запрещенному Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны. Между тем крымчане, не получившие российского паспорта, оказываются лишены важнейших прав, таких как бесплатное здравоохранение или возможность получать пенсию, а зачастую сталкиваются и с бытовой дискриминацией.

Еще хуже ситуация украинских заключенных в Крыму - их вопреки нормам гуманитарного права перевозят в Россию, отказывая в выдаче для отбытия срока на Украину. Доклад, в частности, упоминает дело кинорежиссера Олега Сенцова, заключенного в России по сфабрикованному делу о терроризме.

Наряду с этим отмечается множество случаев произвольных задержаний, немотивированного содержания под стражей и пыток. Также оккупационная власть саботирует расследование похищений и убийств, предположительно совершенных пророссийскими боевиками, в частности дела об убийстве крымскотатарского активиста Решата Аметова. Всего в Крыму в 2014-2016 годах исчезли шестеро крымских татар, трое этнических украинцев и один человек русско-татарского происхождения, говорится в докладе.

Отдельно упоминаются преследования украинцев и крымских татар по национальному признаку. С момента аннексии Крыма у представителей коренного народа прошло, по информации авторов доклада, около 150 обысков. Многие из них проводились "без предъявления решения суда и с применением чрезмерной силы". Указываются также случаи, когда задержанных в ходе облав крымских татар доставляли в ЦПЭ, где принуждали к дактилоскопированию, после чего отпускали без каких-либо обвинений.

Особо упомянут запрет Меджлиса крымскотатарского народа, остающийся в силе вопреки апрельскому решению Международного суда ООН в Гааге. Многие крымские татары, говорится в докладе, восприняли этот запрет "как выпад против их культуры и идентичности". "Как представляется, данное решение (о запрете Меджлиса. - Ред.) основано на необъективных доказательствах и игнорирует легитимный характер Меджлиса как выборного органа, представляющего крымскотатарскую общину", - отмечается в документе.

Преследуются и проявления украинской идентичности. На полуострове фактически запрещено демонстрировать национальную символику украинцев, а украинские культурные учреждения закрываются. В качестве примера дискриминации приводится ситуация директора Украинского культурного центра в Симферополе Леонида Кузьмина, в августе бежавшего на континентальную Украину после угроз.

УВКПЧ ООН призывает Россию соблюдать в Крыму украинские законы в соответствии с резолюциями Генассамблеи ООН об оккупации полуострова и расследовать все допущенные нарушения прав человека. Также правозащитники требуют прекратить применение "антиэкстремистского" законодательства для преследования по политическим мотивам и дать возможность крымским татарам и украинцам проявлять свою идентичность.

справка Справка

Права человека в Крыму: рекомендации УВКПЧ ООН российским властям

a) соблюдать права человека всех живущих в Крыму лиц и выполнять обязательства, налагаемые на оккупирующую державу согласно международному гуманитарному праву;

b) обеспечить надлежащий и беспрепятственный доступ международных миссий по наблюдению за положением в области прав человека и правозащитных неправительственных организаций в Крым в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 71/205;

c) применять украинские законы в Крыму согласно резолюциям Генеральной Ассамблеи 68/262 и 71/205;

d) обеспечить привлечение к ответственности виновных в нарушении прав человека путем эффективного расследования заявлений о жестоком обращении, пытках, похищениях, исчезновениях и убийствах со стороны сотрудников служб государственной безопасности и крымской самообороны; предать правосудию виновных и обеспечить возмещение ущерба жертвам;

e) соблюдать установленный международным гуманитарным правом запрет на принуждение жителей оккупированной территории Крыма к службе в вооруженных силах Российской Федерации, а также запрет на депортацию или переселения части гражданского населения Российской Федерации в Крым; вернуть в Крым всех лиц, находящихся под защитой ("protected persons"), перемещенных на территорию Российской Федерации;

f) обеспечить независимое и беспристрастное отправление правосудия, в том числе соблюдение прав на надлежащую правовую процедуру и справедливое судебное разбирательство, а также обеспечить, чтобы лица, лишенные свободы, пользовались всеми правовыми гарантиями, включая равенство перед законом, право не подвергаться произвольному аресту, презумпцию невиновности и запрет принуждения давать показания в отношении самого себя;

g) прекратить практику ретроактивного применения уголовного законодательства к деяниям, совершенным до оккупации Крыма, и воздерживаться от использования правоохранительных органов и системы правосудия как инструментов политического давления и запугивания оппонентов;

h) защитить право адвокатов на выполнение своих профессиональных функций в обстановке, свободной от запугивания, притеснений или неоправданного вмешательства;

i) прекратить практику получения признания вины от лиц, содержащихся под стражей, с помощью угроз, пыток или жестокого обращения, и воздерживаться от таких методов, как принудительное помещение в психиатрическое учреждение, что может быть равносильно жестокому обращению;

j) обеспечить оказание надлежащей медицинской помощи всем лицам, содержащимся в местах лишения свободы, независимо от их гражданства и любых других оснований;

k) поддерживать свободу передвижения в Крым и из Крыма, прекратить депортацию жителей Крыма во исполнение иммиграционных правил Российской Федерации;

l) обеспечить, чтобы право на свободу выражения мнений, мирных собраний, ассоциаций, совести и религии могло осуществляться любыми лицами и группами в Крыму, без дискриминации по каким-либо признакам, включая расу, гражданство, политические взгляды или этническое происхождение;

m) прекратить применение законодательства об экстремизме, терроризме и сепаратизме для криминализации свободы слова и мирного поведения, освободить всех лиц, арестованных и обвиняемых за выражение оппозиционных взглядов, в том числе о статусе Крыма;

n) дать возможность развиваться независимым и плюралистическим средствам массовой информации, в том числе представляющим общины меньшинств, и воздерживаться от созданий юридических и административных препятствий к их регистрации или деятельности;

o) положить конец действиям полиции, которые несоразмерно нацелены на членов крымскотатарской общины, включая обыски в домах, вызовы, задержания, взятие образцов ДНК;

p) отказаться от ограничений права крымских татар иметь свои представительные учреждения, включая Меджлис;

q) обеспечить доступность образования на украинском языке и дать возможность всем этническим общинам Крыма, в том числе крымским татарам и украинцам, сохранять и развивать свою культуру, традиции и идентичность, а также отмечать важные события;

r) обеспечить доступ всех жителей Крыма без дискриминации, в том числе не имеющих паспортов Российской Федерации, к труду, лечению, имуществу и государственным услугам;

s) отменить запрет на использование заместительной поддерживающей терапии (ЗМТ) для лечения пациентов, страдающих наркотической зависимостью;

t) соблюдать право собственности и запрет на конфискацию частной собственности; обеспечить гарантии владения жильем крымским татарам, вернувшимся из изгнания, посредством создания механизма, способствующего признанию их имущественных прав.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Франция готовится прекратить выдачу лицензий на разработку углеводородов Режимы игр в казино Вулкан Голд

Шульц: "Мы должны противостоять Трампу"
Трамп подписал санкции Toyota и Mazda будут вместе создавать электромобили

Лента публикаций