Производство российских летательных аппаратов в 2018 году снизилось на 13,5 процента, сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата.
Речь идет о падении производства по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности "Производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования". В эту группу входят гражданские и военные самолеты, вертолеты, беспилотники, комплектующие для самолетов и вертолетов, искусственные спутники, орбитальные станции, космические челноки, стартовые комплексы для ракетной и космической техники, межконтинентальные баллистические ракеты.
По данным Росстата, производство этой продукции начало падать с июля 2018 года. В начале 2019 года снижение продолжилось: за январь-февраль производство летательных аппаратов упало на 48 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом в 2014-2017 годах производство самолетов, вертолетов и космических кораблей росло на 9-20 процентов ежегодно.
Собеседники РБК указывают на несколько причин спада производства летательных аппаратов. Одной из них могло стать намерение США запретить поставки в Россию электронных устройств и компонентов двойного назначения, в связи с чем производителям пришлось заменять комплектующие отечественными или из стран Юго-Восточной Азии. Другое объяснение заключается в том, что производство космических аппаратов - многолетний процесс: в прежние годы завершились ранее начатые крупные проекты, а сейчас наступил перелом. В частности, два последних года были заморожены из-за проблем с двигателями производство и запуски ракет-носителей "Протон". Также завершилось строительство первой очереди космодрома "Восточный", а подрядчик на вторую очередь пока не найден.
Кроме того, указывается, что спад производства авиатехники связан с прохождением пика гособоронзаказа: как заявлял вице-премьер по оборонно-промышленному комплексу Юрий Борисов, если в первой пятилетке прошлой госпрограммы вооружений приоритет отдавался закупке боевых самолетов и вертолетов, то сейчас наступило насыщение, "объемы закупок упали в разы". По его словам, если на пике закупок Минобороны заказывало до 100 боевых самолетов в год, то теперь приобретает от 50 до 60. "Вертолетов мы закупали по 80–90 единиц, а теперь 30–40. Нет необходимости. Парк обновился. Предприятия будут их обслуживать, поддерживать жизненный цикл, но это не массовые закупки. Такая же ситуация наступит и по другим образцам вооружения", - пояснял Борисов.
3 апреля стало известно, что Минобороны отказалось от массовых закупок нового военно-транспортного самолета Ил-112В, который 30 марта совершил первый полет, из-за несоответствия требованиям заказчика. 4 апреля свои посты покинул вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации и гендиректор "Ильюшина" Алексей Рогозин, сын главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина.