Госдума приняла во третьем, окончательном чтении поправки в закон "Об образовании", отменяющие обязательное изучение языков национальных автономий в школах. Об этом сообщается на сайте нижней палаты.
Закон устанавливает, что "свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся".
Изучение русского языка в школах по-прежнему остается обязательным.
Документ был внесен 10 апреля группой депутатов всех четырех думских фракций. В первоначальной редакции законопроекта, 19 июня прошедшей первое чтение, содержалась норма, согласно которой "преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации". Однако из-за протестов в регионах председатель думского комитета по образованию единорос Вячеслав Никонов уже тогда обещал, что ко второму чтению законопроект "кардинально переработают".
Ко второму чтению, которое прошло накануне, наиболее откровенные шовинистические нюансы из законопроекта исключили. Тем не менее его основная идея осталась прежней. В частности, были проигнорированы поправки, подготовленные в июле татарскими учеными. Эти поправки, напротив, закрепляли обязательный характер изучения государственных языков автономий.
Российский законопроект вызвал отклики и в филологическом сообществе за рубежом. 22 июля 87 лингвистов из университетов Венгрии, Эстонии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Италии и других стран направили в Госдуму обращение с требованием отклонить поправки в закон "Об образовании". "Широкая палитра малых языков коренных народов России - это уникальное культурное достояние всего мира, всего человечества, и гибель этих языков будет жестоким ударом по мировому языковому многообразию и значительно истощит интеллектуальное наследие человечества, - говорилось в документе. - Языки России также имеют историческое право на получение поддержки государства, которое веками разными способами стремилось подавить и ассимилировать малые народы".
Инициаторами обращения выступили финские ученые. В числе его подписантов были такие всемирно известные лингвисты, как Тове Скутнабб-Кангас (Университет Роскилле, Дания), Янош Пустаи (Будапештский университет), Йоханна Лааксо (Венский университет).
В июле прошлого года Владимир Путин заявил о недопустимости принуждать людей к изучению языков, не являющихся для них родными. После этого в регионах началось наступление на обязательное преподавание национальных языков в школах. Так, 29 ноября 2017-го Госсовет Татарии отменил обязательное изучение татарского языка, проигнорировав протесты национальных активистов.
Более или менее интенсивные протесты против нынешних поправок в закон "Об образовании" проходили почти во всех автономиях. Особенно резкое отторжение инициатива вызвала в Поволжье и на Северном Кавказе.