Картина Пауля Клее, написанная в 1919 году, принадлежала Софи Шнайдер-Кюпперс и ее первому мужу Паулю Кюпперсу. Кюпперс умер в 1922 году, а в 1926 году его вдова переехала в Советский Союз, где вышла замуж за художника-авангардиста Эля Лисицкого и по документам стала Софья Христиановна Лисицкая-Кюпперс. Перед отъездом в СССР Софи Кюпперс передала свою коллекцию из 20 картин (среди них произведения Василия Кандинского, Пита Мондриана и Фернана Леже) на хранение в Ганноверский провинциальный музей, теперь Музей Нижней Саксонии. С приходом нацистов к власти картина Клее «Легенда болот» была конфискована как предмет «дегенеративного искусства» вместе с другими 20 000 работами из коллекции музея.
На мюнхенской выставке «Дегенеративного искусства» в 1937 году «Болотную легенду» купил известный нацистский арт-дилер Хильдебранд Гурлитт, коллекционировавший модернистов, которых и объявили «дегенеративным искусством». Гулитт был одним из четырех арт-дилеров, через которых шли продажи модернистского искусства, конфискованного из немецких музеев, и участвовал в формировании гитлеровского музея в Линце. После войны Хильдебранд Гурлитт помогал разыскивать и возвращать владельцам похищенные произведения искусства. Некоторые из найденных работ он присваивал себе.Дилер погиб в автокатастрофе в 1956 году. Тайная коллекция перешла к его вдове, а после её смерти — к сыну Корнелиусу.
Собрание модернистов было обнаружено в доме Корнелиуса Гурлитта в 2012 году. В конце 2010 года во время рядовой проверки в поезде, следовавшем из Швейцарии в Мюнхен, у Корнелиуса Гурлитта была обнаружена допустимая законом, но подозрительно крупная сумма наличных. Есть версия, что это были деньги, вырученные от продажи одной из его картин бернской Galerie Kornfeld. Хозяева галереи сделку отрицали. После проверки в поезде власти заподозрили Гурлитта в уклонении от уплаты налогов и, получив ордер на обыск, обнаружили его тайную коллекцию.
Расследование показывает, что работа Клее из собрания Лисицкой-Кюпперс не задержалась надолго в коллекции Гурлитта. Полотно трижды продавалось между 1962 и 1982 годами. В итоге картину фонд Габриэле Мюнтера для мюнхенского музея Lenbachhaus.
Лисицкая-Кюпперс не смогла вернуть свою коллекцию. Она умерла в Сибири в 1978 году, куда ее сослали во время Великой отечественной за немецкое происхождение. В 1992 году наследники Лисицких в первый раз подали иск против музея, но проиграли дело. Суд решил, что музей купил картину на законных основаниях.
Но в 1998 году Германия подписала «Вашингтонские принципы», международное соглашение реституции искусства. Мюнхен утверждал, что закон применим только к предметам искусства, конфискованных из еврейских семей, а не ко всему «дегенеративному искусству» и отказывался признавать спор в правительственной Комиссии Лимбаха, созданной для разрешения дел о нацистских экспроприациях
По словам адвоката наследников, Шнабеля, решающим аргументом в суде стали нацистские документы о конфискации картины. По закону, имущество, экспроприированное у иностранных граждан, должно быть возвращено.
«Когда Софи вышла замуж за Эля Лисицкого в 1927 году, она стала гражданкой России», — объяснил адвокат Шнабель. «Значит, нужно вернуть собственность, экспроприированную у иностранных владельцев, как сказано в тех документах».
Семья Лисицкой-Кюпперс выиграла битву за картину Клее и продолжает борьбу за возвращение остальной части коллекции. Адвокат семьи ждет решения суда по другой работе. «Мы нашли еще полотно из «абстрактного кабинета» Лисицкой в швейцарской коллекции»,— сказал он.
Среди наследников — сын Софи Лисицкой-Кюпперс и ее мужа Эля Лисицкого, кинооператор Борис (Йен) Лисицкий. Йен подал иск против Эрнста Бейелера, миллиардера, основателя музея и Фонда Бейелера. Наследник требовал вернуть картину из коллекции его матери, «Импровизацию №10» Василия Кандинского. В результате судов картина осталась в музее Фонда Бейелера, а наследнику выплатили денежную компенсацию.