После продуктивного зимнего касдева на CES-2017 (спасибо #GoTech и #Kaspersky lab – приз оказался весьма кстати) мы в Neelar, по совету Людмилы Голубковой (партнер фонда Starta Capital – прим. ред.), этой весной начали подыскивать подходящий акселератор на лето-осень. Наш предстоящий шаг – показать действующий прототип ряду корпораций-мейджоров и организовать с ними пилотный проект для доработки MVP.
В Сколково нам был предложен на выбор целый набор из 39 международных партнёрских акселераторов. Что интересно, для Сколково у ряда акселераторов имеются особые программы, не представленные публично на сайтах. Кроме того, Сколково доступна информация о внутренней кухне акселераторов. Методически мы отобрали из списка 9 подходящих (без российских корней, релевантной направленности, с фокусом на технологии, стадии pre-seed/seed):
- Houston Technology Center
- Innovation Works, Питтсбург
- Y Combinator
- BOLT, Бостон
- Airbus BizLab
- Catapult, Лондон
- Tech Founders
- BMW Startup Garage
- Mercedes adVANce
По делам стартапа я в середине апреля ездил в США: в Нью-Йорк и Бостон. Поэтому предметно нашёл в интернетах дополнительные акселераторы по тем же критериям:
- Tech Stars (Нью-Йорк, Бостон, и др.)
- URBAN-X (Нью-Йорк)
- ERA (Нью-Йорк)
Кроме того, я познакомился с ректором Сколтеха А.П. Кулешовым и его сотрудниками, которые подсказали мне несколько весьма полезных контактов в MIT – для получения обратной связи и рекомендаций на месте.
После выбора группы подходящих международных акселераторов я в апреле провёл встречи с некоторыми из них – почувствовать, что человеческое, на самом деле, стоит за их яркими и многообещающими сайтами.
Был получасовой очень насыщенный и содержательный разговор. Кратко, BMW имеет три щупальца для работы со стартапами:
1. iVentures, давний CVC, работающий с матёрыми стартапами
2. заведённая в 2015 году бессрочная программа Startup Garage, которая заказывает для BMW пока ещё не существующую продукцию у стартапов ранних стадий, имеющих MVP–- микс пилотных проектов, акселерации и приращения стоимости стартапа за счёт первых продаж мейджору. Работает с ранними стартапами и с матереющими
3. заведённый в начале 2017 года акселератор для стартапов ранних стадий URBAN-X. Работают с ранними стартапами.
Возможная траектория стартапа выглядит как URBAN-X --> Startup Garage --> iVentures. Нужно понимать, что BMW входит в некий альянс с VW и Daimler как через коммерческие связи (Here, и др.), так и по германскому ВПК, и все они имеют взаимное проникновение с гигантскими IT-корпорациями США.
Меня пригласили на демо-день в мае (к сожалению, не было возможности посетить) для того, чтобы я познакомился с нью-йоркской публикой, которая приходит посмотреть на технологические проекты как на объекты инвестиций, чтобы я мог начать свой exposure на площадке URBAN-X, так сказать, авансом до начала третьей когорты (лето-осень 2017). Видно, что люди работают, не балбесничают. Мы подали заявку в этот акселератор.
Собираясь в Бостон, я рассчитывал найти там большое число технологических акселераторов: MIT рядом как-никак, и традиция биомед компаний. Однако, навскидку, как ни странно, нашлось их мало.
По дороге в Бостон я попросился к Bolt в гости, благо их офис был в двух минутах от моего хостела, посреди делового центра Бостона и неподалеку от живописной исторической застройки. В отличие от NY, по Бостону прогуливаться – это удовольствие: совсем другой дух, более содержательный, приличная публика. Вероятно, пристрастие к академическому окружению - следствие моей профессиональной деформации, и кому-то другому, наоборот, больше нравится оголтелый Нью-Йорк.
Сначала я расстроился, но Шари Лёссберг из MIT (спасибо профессору СколТеха Илье Александровичу Дубинскому за знакомство) помогла мне взглянуть по-другому. В нашей целевой отрасли (технологии ADAS и управления беспилотными автомобилями) пока нет ни сложившегося набора технологий, ни компании/альянса-лидера. Никто не знает, какие именно проекты «выстрелят» и какие метаморфозы эти проекты претерпят в перспективе пары лет, и многие делают венчурные ставки на этом поле. Bolt сделал свою ставку на поле (на самом базовом уровне это можно расценивать как признак привлекательности поля; но эта привлекательность и так всем известна -см. аналитику CBinsight, например). Любой другой стартап, который находится в близком продуктово-технологическом поле (в нашем случае – это технологии прецизионной относительной спутниковой навигации для предупреждения столкновений автомобилей) потенциально может в будущем стать соперником, даже если сейчас к этому нет показаний. Пивоты – штука непредсказуемая. В США к ним относятся как к норме, а у нас пивот обычно воспринимается как признак провальной работы: типа, не справились с заявленным. Поэтому любые контакты с потенциально соперничающим стартапом – это предпосылки будущих проблем, которых разумные организаторы стремятся избежать. Со мною могли бы встретиться для разведки в пользу своей портфельной компании. И я был бы рад, ничего бы не понял, всё бы рассказал, однако такое неэтичное поведение считается неприемлемым. Тут я был удивлён. Какая ещё этика у американских бизнесменов? Но Шари утверждала это чётко. Так что мои настойчивые попытки встретиться даже после отказа должны были показаться Botl дилетантскими, я полагаю. Надеюсь, мой опыт будет полезен кому-то другому.
Они задали стандартный набор вопросов (кто клиенты, какой следующий шаг, были ли инвестиции, чем отличаемся от…, кто в команде). А потом стал спрашивать я с целью понять, какой networking&exposure даёт их акселератор и какие бывают траектории дальнейшего развития. В целом, нам подходит их предложение: оно чётко фокусировано на технологиях, на ранние стадии, даёт прямой выход на промышленность (в данном случае, на нефтяную, для закрытых зон которой у нас есть кейс для пилотного проекта) и на сеть бизнес-ангелов. Поэтому мы подали заявку сюда.
Продолжение следует